Обратный звонок Заказать выписку Записаться на прием
Рус Eng
+7 (495) 185 01 13 Москва +7 (4012) 615 610 Калининград

Взаимосвязь состояния глаз с неспособностью к чтению

Основная информация: Говорят, что мы живем «в век информации». В течение всего дня мы должны рассчитывать на нашу способность читать, чтобы воспринять наибольшую часть этой информации. Использование компьютеров, Интернета, понимание [географической] карты и определения того, консервы какой марки лучше купить в супермаркете –  все это требует нашей способности читать. В этой связи не удивительно, что, когда ребенок испытывает трудности с обучением чтению, его родители не на шутку обеспокоены. Поскольку первым шагом в чтении предполагается возможность видеть печатное слово, естественно подозревать, что причиной трудностей при обучении чтению могут быть проблемы со зрением. Хотя проблемы со зрением могут быть обусловлены  проблемой видения печатного слова, напряжением глаз, усталостью, головными болями или двоением в глазах при чтении, эти проблемы редко приводят к неспособности научиться читать. Они могут, однако, привести к тому, что человек будет стараться избегать чтения или не любить чтение. Следовательно, при подозрении на проблему  обучения чтению следует проверить состояние глаз.

Миф: Нарушения со стороны глаза являются частой причиной возникновения трудностей при чтении, и упражнения для глаз улучшают навыки чтения.

Факт: Многие отчаявшиеся родители тратят большие суммы денег на учебные программы для тренировки зрения, чтобы улучшить  способность своего ребенка отслеживать объекты в надежде, что эти навыки улучшат способность к чтению. Рекомендации этих программ часто основаны на наблюдениях, что глаза плохо читающих не способны плавно отслеживать текст на странице. Из этого исходит ложное предположение о том, что трудности чтения  обусловлены плохим  отслеживанием объектов чтения. В самом деле, все наоборот. Если человеку с нормальными навыками чтения показать печатный материал, который является более сложным, чем он может понять, или материал на незнакомом языке, его глаза также будут часто останавливаться, возвращаться и начинать движение сначала, так как человек пытается прочитать (воспринять) трудный материал. Причина плохого чтения при этом состоит не в отсутствии гладкого отслеживания [текста], якобы ведущего к проблеме чтения материала, а совсем в другом.

Про некоторых детей, испытывающих трудности с чтением, говорят, что у них имеется «синдром скотопической чувствительности» (сверхчувствительность к свету, которая, якобы, вызывает искажения восприятия – прим.перев.), и рекомендуют им приобрести специально тонированные линзы для чтения. На мой взгляд, для этого (часто дорогостоящего) лечения нет рационального обоснования. Еще более важно то, что результаты клинического исследования позволили установить отсутствие какой-либо пользы в [таком] лечении неспособности к чтению.

Важный пункт: Если Вам советуют записать своего ребенка для участия в дорогостоящей программе по тренировке зрения или приобрести специальные тонированные линзы, потому что ему трудно дается чтение, Вам следует посоветоваться с другим специалистом.

Кроме того, многим детям с плохой способностью читать выписывают  очень слабые очки для коррекции дальнозоркости (как правило, силой до 1 диоптрии), считая, что с их помощью легче будет видеть [текст]. Хотя эти очки не вредны, и дети могут ясно видеть с ними при чтении, потому что они слегка увеличивают печатные буквы, очки не помогут такому ребенку читать лучше.

Важный пункт: Если Вашему ребенку выписали пару слабых очков для чтения, потому что он плохо читает, и если ни Вы, ни ребенок, не считаете, что очки помогают, скорее всего, они не нужны. Вам следует посоветоваться с другим специалистом.



В начало