Рус Eng
+7 (495) 185 01 13Moscow +7 (4012) 615 610Kaliningrad +7 (495) 125 02 90Онлайн консультация

Strabismus surgery

In 85% of cases of strabismus (regardless of whether it is congenital or acquired; permanent or periodic), the surgical stage in treatment is required for full rehabilitation.

Children's strabismus is not a cosmetic problem. The absence of a symmetrical position of the eyes leads to deep functional disorders of the visual system. Moreover, strabismus may not be the primary condition but the result of another, sometimes very serious disease of the visual organ.

90% of children with strabismus do not perceive the 3D format.

Why do we need to treat strabismus?

  1. There are 25 types of strabismus now. We can determine exactly what type of strabismus your child has and what treatment it needs.
  2. Thanks to mathematical modeling of strabismus surgery, we can show moms and dads the result in advance (before the operation) and we can also calculate the angle of the eye rotation with pinpoint precision to make the child's gaze straight.
  3. We use low-trauma radio-wave surgery, i.e. we do not cut or sew anything, preserving the structure of tissues and muscles, thus, the child's eyes recover several times faster after our operations. On the day of the operation, you can remove the bandage, and the next day, the child is discharged from the hospital and goes home.
  4. In 98% of cases in our Yasny Vzor clinics under the control of our specialists, a child with strabismus, including unstable and small deviation angles, is fully rehabilitated.

How to perform strabismus surgery in Yasny Vzor, calculation of the operation

STRABO STRABO

We have developed the Strabo program for mathematical modeling of strabismus surgery.

We take into account the individual characteristics of the child, the interpupillary distance, refraction of the eyes, the angle of strabismus, and we can calculate the angle of the eye rotation and determine the number of operations in the case of strabismus that this child needs to make its gaze straight with pinpoint precision. Using this program allows not only precise calculating the scope of operations but also minimizing the number of required operations, if possible.

High-frequency radio-wave surgery

We have developed high-frequency radio-wave surgery for strabismus. This is the latest, safest, and most precise technology in the world for oculomotor disorders surgery, which is recognized by our colleagues, children's eye surgeons abroad.

We have abandoned the use of traditional scalpels and scissors in favor of radio-wave technologies. We don't cut or sew anything, we preserve the structures of the eye.

Radio-wave high-frequency surgery allows:

  • Minimizing the trauma rate of surgery to correct oculomotor disorders,
  • Ensuring the highest precision of strabismus surgery,
  • Reducing the rehabilitation period by 5-6 times,
  • Healing occurs without scarring or tissue changes

Operating surgeons

Игорь Эрикович Азнаурян

Igor Erikovich Aznauryan

Doctor of Medical Sciences, Professor, Academician of the Academy of Medico-Technical Sciences, Pediatric Surgeon, Pediatric Ophthalmologist, founder and Head of Yasniy Vzor Children's Eye Clinics in Russia.

Баласанян Виктория Олеговна

Viktoriya Olegovna Balasanyan

Candidate of Medical Sciences, Deputy Head of Scientific and Clinical Affairs of Yasniy Vzor Children's Eye Clinics, Head of the Surgical Department.


We are very proud that our system of surgical treatment of strabismus, based on the minimal trauma rate, using the method of mathematical modeling and radio-wave surgery, has received recognition not only among our many patients but also in the professional environment, both in Russia and abroad.

We strive to make sure that this innovative surgery becomes available to everyone who needs it over time.
Unfortunately, the cost of all advanced technologies is higher than in conventional surgery. But we really want all children and adults who are faced with such a serious systemic pathology as strabismus to have the opportunity to use these up-to-date methods, regardless of the status of the family and its income.

That is why we have created a technology that allows reducing the cost of the operation significantly without serious damage to the precision of the operation. This cost-effective technology is very close in essence to the expensive one. At the same time, it has elements of the old and widely used technology but these elements do not contradict our effective methodology.

The head of the clinic on Sokol, Dr. Magomed Isayevich Uzuyev, a student of the founder of our clinic, Igor Erikovich Aznauryan, performs operations with microsurgical scissors, also using the method of mathematical modeling and calculation of the operation developed by us for the maximum precision. This method is applicable for dosing and performing operations only in the case of converging strabismus.

Paralytic strabismus

When we are contacted with such eye pathology as strabismus, many people cannot imagine that there are more than 20 types of strabismus. There is a special type of this disease, paralytic strabismus, among them. It is quite rare and it is not treated everywhere. Paralytic strabismus is strabismus, in which the movements of the eyeball are restricted in one or more directions of vision. Three nerves are responsible for the contraction of the oculomotor muscles and a violation on the part of one of them leads to limited mobility of the eyeball and the development of paralytic strabismus. The most severe type of this disease is paresis (paralysis) of the oculomotor nerve. With oculomotor nerve paresis, it is impossible to orient the affected eyeball to the object of fixation. This leads to serious underdevelopment of the visual system. Do we treat paresis? The answer is yes! We even recover the mobility of the eyeball, although many skeptics may say that this is impossible.


Congenital strabismus

According to statistics, one in 403 babies is born with congenital strabismus! What does it mean? This means that the eyes of this little human are initially deprived of the ability to develop correctly and it is required to perform an operation to correct strabismus before the age of 3-4 years. It is up to this age that the visual system is finally formed and it is important to influence the process now when the eyes of a small human are still on the way of their development.

Treatment of strabismus using Botox

The task of strabismus surgery is to give the eyeballs the correct position for the subsequent development of binocular (double-eyed) and stereoscopic (three-dimensional) vision.

One of the experimental methods of surgical treatment is botulotoxin injections into the oculomotor muscles. They are used for the treatment of both adults and children.

The mechanism of this method is that the muscle is turned off by injection and stops "pulling" the muscle to its direction.

Reducing the angle of strabismus with such injections is not permanent, and the angle will return to the original after the drug effect ends (3 to 6 months).

The existing operation dosage tables do not always allow achieving a straight eye position precisely.

This method of treatment of strabismus also assumes complications. It was found that after injection of botulotoxin into the oculomotor muscle, the function of tear production worsens, which may cause the emergence of the "dry eye" syndrome. This syndrome is manifested by a constant feeling of sand, dryness, and pain in the eyes. Moreover, the injection technique itself may lead to complications. The literature describes cases of retinal detachment and hemorrhage in the vitreous after the injection of botulotoxin in extraocular muscle.

Хирургия косоглазия

В 85% случаев косоглазия (вне зависимости от того, врожденное оно или приобретенное; постоянное или периодическое) требуется для полноценной реабилитации применение хирургического этапа в лечении.

Детское косоглазие – это не косметическая проблема. Отсутствие симметричного положения глаз приводит к глубоким функциональным нарушениями зрительной системы. Кроме того, косоглазие может быть не первичным, а следствием другого, подчас очень серьёзного заболевания органа зрения.

90% детей с косоглазием - не воспринимают 3D формат.

Почему лечить косоглазие нужно у нас?

  1. Видов косоглазия насчитывается около 25. Мы можем точно определить, какой вид косоглазия у вашего ребёнка и какое ему требуется лечение.
  2. Точное дозирование хирургии. Благодаря математическому моделированию операции на косоглазие, мы можем заранее (до операции) показать мамам и папам её результат, а также можем рассчитать с ювелирной точностью угол разворота глаза, чтобы сделать взгляд ребёнка ровным.
  3. Мы используем малотравматичную радиоволновую хирургию - мы ничего не отрезаем и не пришиваем, сохраняя структуру тканей и мышц, поэтому глазки ребёнка после наших операций восстанавливаются в несколько раз быстрее. В этот же день можно снять повязку, а уже на следующий день ребёнок выписывается из стационара и едет домой.
  4. В 98% случаев в нашей клинике "Ясный Взор" и под контролем наших специалистов происходит полная реабилитация ребёнка с косоглазием, в том числе с непостоянными и малыми углами отклонения.

Как проходит хирургия косоглазия в «Ясном взоре» - расчёт операции

Нами разработана программа математического моделирования хирургии косоглазия «Страбо».
Мы учитываем индивидуальные показатели ребенка: межзрачковое расстояние, рефракцию глаз, угол косоглазия и можем рассчитать с ювелирной точностью угол разворота глаза и определить количество операций при косоглазии, которые нужны данному ребенку, чтобы сделать его взгляд ровным. Использование данной программы, позволяет не только с точностью рассчитать объем операции, но и, по возможности, минимизировать количество требуемых операций.

Высокочастотная радиоволновая хирургия

Нами разработана высокочастотная радиоволновая хирургия косоглазия. Это новейшая, безопасная и самая точная в мире технология хирургии глазодвигательных нарушений, признанная нашими коллегами ― детскими глазными хирургами за рубежом.

Мы отказались от применения традиционных скальпелей и ножниц в пользу радиоволновых технологий. Мы ничего не отрезаем и не пришиваем, мы сохраняем структуры глаза.

Радиоволновая высокочастотная хирургия позволяет:

  • Максимально уменьшить травматичность операции по исправлению глазодвигательных нарушений,
  • Обеспечить высочайшую точность операции при косоглазии,
  • Сократить реабилитационный период в 5-6 раз,
  • Заживление происходит без рубцов и изменений тканей

Оперирующие хирурги

Игорь Эрикович Азнаурян

доктор медицинских наук, академик АМТН Игорь Эрикович Азнаурян

Виктория Олеговна Баласанян

кандидат медицинских наук Виктория Олеговна Баласанян

Мы очень гордимся, что разработанная нами система хирургического лечения косоглазия, основанная на минимальной травматичности, с применением метода математического моделирования и радиоволновой хирургии, получила признание не только среди наших многочисленных пациентов, но и в профессиональной среде - в России и за рубежом.

Мы стремимся сделать так, чтобы со временем эта инновационная хирургия стала доступна каждому, кто в ней нуждается.
К сожалению, стоимость всех передовых технологий выше, чем обычная хирургия. Но мы очень хотим, чтобы у всех детей и взрослых, которые столкнулись с такой серьёзной системной патологией, как косоглазие, была возможность воспользоваться этими новейшими методиками, вне зависимости от положения семьи и её доходов.

Именно потому мы создали технологию, которая позволяет без серьезного ущерба для точности операции значительно снизить ее стоимость. Эта экономичная технология очень близка по своей сути к дорогой. При этом в ней есть элементы старой, повсеместно применяемой, технологии, но такие, которые не противоречат нашей эффективной методологии.

Заведующий клиники на Соколе, доктор Магомед Исаевич Узуев, ученик основателя нашей клиники Игоря Эриковича Азнауряна, проводит операции микрохирургическими ножницами всё также с обязательным использованием разработанным нами методом математического моделирования и расчёта операции - для её максимальной точности. Данная методика применима при дозировании и проведении операций только при сходящемся косоглазии.

Паралитическое косоглазие

Когда к нам обращаются с такой глазной патологией, как косоглазие, многие и представить себе не могут, что видов косоглазия более 20. Среди них есть особый вид этого заболевания - паралитическое косоглазие. Оно встречается довольно редко, и лечат его не везде. Паралитическое косоглазие – косоглазие, при котором движения глазного яблока ограничены в одном или нескольких направлениях взора. За сокращение глазодвигательных мышц отвечают три нерва, а нарушение со стороны одного из них приводит к ограничению подвижности глазного яблока и развитию паралитического косоглазия. Самый тяжёлый вид этого заболевания - парез (паралич) глазодвигательного нерва. При парезе глазодвигательного нерва невозможно ориентировать пораженное глазное яблоко на объект фиксации. Это приводит к серьёзному недоразвитию зрительной системы. Лечим ли мы парез? Ответ положительный! Мы даже восстанавливаем подвижность глазного яблока, хотя многие скептики говорят, что это невозможно.

Подробнее о лечении паралитического косоглазия

Врожденное косоглазие

На каждого из 403 живорождённых детей приходится один ребёнок с врождённым косоглазием. Что это значит? Это значит, что глаза этого маленького человека изначально лишены возможности развиваться правильно, и необходимо до 3-4 лет провести операцию по исправлению косоглазия. Именно до этого возраста окончательно формируется зрительная система, и важно повлиять на процесс сейчас, когда глазки маленького человека ещё только стоят на пути своего развития.

Лечение косоглазия ботоксом

Задача хирургии косоглазия - придать глазным яблокам правильное положение для последующего развития бинокулярного (двуглазого) и стереоскопического (объемного) зрения.

Одним из экспериментальных способов хирургического лечения являются уколы ботулотоксином в глазодвигательные мышцы. Используют их для лечения как у взрослых, так и у детей.

Механизм данного метода заключается в том, что мышца выключается посредством инъекции и перестает «перетягивать» мышцу в свою сторону.

Уменьшение угла косоглазия такими инъекциями является непостоянным и угол вернется к изначальному после того, как перестанет действовать препарат (от 3-х до 6 месяцев).

Существующие таблицы дозирования операции не всегда точно позволяют добиться ровного положения глаз.

У данного способа лечения косоглазия также существуют осложнения. Так выявлено, что после инъекции ботулинотоксина в глазодвигательную мышцу ухудшается функция слезопродукции, что может вызвать появление синдрома «сухого глаза». Данный синдром проявляется постоянным ощущением песка в глазах, сухости, рези. Также сама техника проведения инъекции может привести к осложнениям. В литературе описаны случаи отслойки сетчатки и кровоизлияния в стекловидное тело после инъекции ботулинотоксина в глазодвигательную мышцу.