Обратный звонок Заказать выписку Записаться на прием Онлайн запись
Рус Eng
+7 (495) 185 01 13 Москва +7 (4012) 615 610 Калининград

Катаракта: причины, лечение и профилактика

29.04.2019

Весной мы все наслаждаемся долгожданным солнцем. Но мало кто знает, что солнечные лучи способствуют ускоренному развитию катаракты. Как защитить свои глаза? Существует ли профилактика катаракты? И как вылечить это заболевание?

На эти и другие вопросы отвечает Игорь Эрикович Азнаурян, доктор медицинских наук, профессор, Академик Академии Медико-Технических Наук, ставший гостем программы «О самом главном» на «Радио России».

Текстовая версия эфира программы «О самом главном» с Сергеем Агапкиным:

Сергей Агапкин: Что же такое катаракта? Как она проявляется? И какие симптомы у неё?

Игорь Азнаурян: Катаракта – одно из самых распространенных заболеваний, которое связано с помутнением хрусталика. Дело в том, что у нас в глазу есть несколько линз, которые обеспечивают нам фокусирование изображения на сетчатку, таким образом, чтобы мы видели. И вот эти линзы должны быть прозрачными. Если они будут непрозрачными, мы не будем видеть. Можно провести аналогию с проектором. Если стекло объектива будет мутнеть, то на экране будет размытое, нечеткое изображение. И главная задача офтальмолога при лечении катаракты - найти то место в хрусталике, которое помутнело. Обычно он начинает мутнеть с разных сторон: либо он мутнеет с центра, либо с периферии. И постепенно хрусталик (т.е. та линза, которая находится внутри глаза, она начинает постепенно становиться мутной, перестает пропускать достаточное количество света внутрь глаза, и человек начинает слепнуть.

Сергей Агапкин: Что на это влияет? Чрезмерное увлечение солнечным светом? Может он как-то влиять?

Игорь Азнаурян: Яркий солнечный свет конечно же может влиять на зрение как положительно, так и отрицательно. Сам по себе яркий солнечный свет сильно на зрительное восприятие не влияет. Это исключительно вопрос комфорта. Кто-то любит яркий свет, кто-то чуть-чуть приглушенный, кто-то любит полумрак. Опасность же солнечного света состоит в ультрафиолете, который с собой несут солнечные лучи. Именно ультрафиолет поражает и сетчатку, и покровные ткани, но и в какой-то степени может поражать и хрусталик. Если мы говорим о солнечном свете, то в данном случае мы имеем ввиду такие ситуации, когда человек находится в зоне излишней ультрафиолетовой радиации. Это либо горы, либо море, либо какой-либо другой водоем. Но причины катаракты кроются в другом. Они связаны с наследственной детерминацией, когда в определенном периоде жизни меняется состав белков внутриглазной жидкости. Внутри глаза есть такая жидкость, которая состоит из различных растворенных в ней веществ, в том числе белков, благодаря которым глаз питается. Глаз не может питаться кровью, как все остальные ткани, иначе он не будет видеть, ему нужны прозрачные среды. И вот водянистая влага – прозрачная, и когда меняется ее химический состав, либо наследственно-детерменированный процесс, либо какие-либо под воздействием каких-либо внешних ситуаций (например, травмы), то возникает катаракта. Хрусталик начинает мутнеть.

Вопрос в прямом эфире: Мне 40 лет. У моей мамы катаракта, и у меня тоже. Скажите, моему ребенку тоже передастся это заболевание?

Игорь Азнаурян: Вероятность того, что катаракта передастся вашему сыну – минимальна, но она есть. Она может передаться, а может и не передаться. Всё зависит от того, какова генетика у отца ребенка. От этого тоже многое зависит. Так что если у вас катаракта, то это не означает, что у ваших детей в пожилом возрасте также разовьется синильная катаракта. Вообще катаракта может быть врожденной и приобретенной. И мы сейчас говорим прежде всего о приобретенной катаракте, или как ее называют, синильной катаракте, катаракте пожилого возраста, которая развивается у очень многих людей во всем мире.

Сергей Агапкин: Игорь Эрикович, а детям таких родителей, у которых два поколения уже страдали таким заболеванием, нужно ли чаще посещать врача – офтальмолога, проходить медицинский осмотр, чтобы вовремя заметить?

Игорь Азнаурян: Это нельзя не заметить. Если у человека начинает снижаться зрение, он сразу начинает это замечать. Да, начальные стадии катаракты могут пройти незаметно, но потом человек ощущает снижение остроты зрения. После 40 лет 1 раз в год нужно наблюдаться у офтальмолога не только по поводу катаракты, но и по поводу других глазных болезней, в частности глаукомы. И заодно смотреть хрусталик. Но сегодня современные технологии позволяют лечить различные глазные болезни, в том числе катаракту. И видеть лучше, чем со своим собственным хрусталиком.

Вопрос в прямом эфире: Здравствуйте. У меня катаракта возникла как следствие черепно-мозговой травмы. Врач говорит, что она еще незрелая, прозрачная. Подскажите можно ли вылечить народным средством? Я слышала, что можно закапывать в глаз сок яблока и меда? Поможет ли это?

Игорь Азнаурян: К сожалению, народные средства стали адаптироваться различными фармкампаниями и выпускаться в виде препаратов, которые распространяются в аптеках. Предостерегаю: не тратьте время и деньги. Такие препараты никак не помогут вам в лечении.

Что касается «незрелости» катаракты, то еще Академик Святослав Федоров говорил, что катаракта не груша, она не может быть зрелой или незрелой. Нужно оценивать состояние своего зрения. Если зрение снижается настолько, что ухудшается качество жизни, то в этот момент нужно делать операцию. И не нужно ждать, когда она станет совершенно мутной и плотной, чтобы ее прооперировать. Сейчас зрелость катаракты перестала иметь смысл, поскольку технология стала такой, что позволяет удалять хрусталик любой степени зрелости.

Сергей Агапкин: Получается, что нет эффективных терапевтических средств лечения катаракты?

Игорь Азнаурян: Нет, конечно.

Сергей Агапкин: Всегда ли операция помогает? Может ли человек настолько «запустить» катаракту, что хирургическая операция ему уже не поможет?

Игорь Азнаурян: Операция поможет в любом случае. Вопрос в ее эффективности при восстановлении зрения. И второе, перезрелая катаракта может привести к осложнениям, в частности она может привести к вторичной факогенной глаукоме. И тогда уже глаз может ослепнуть безвозвратно, поэтому надолго оставлять ее нельзя.


Возврат к списку